Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 119 г. Челябинска"
454074, г. Челябинск ул. Октябрьская, д.30, тел.: 772-95-98
МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска
Оценка библиотечно-информационного обеспечения
за 2017 год
Краткая справка о библиотеке.
Библиотека расположена на 3 этаже, занимает изолированное приспособленное помещение - комнату площадью 72 кв. м. Капитальный ремонт помещения за отчетный период не произведен, косметический – не произведен. Библиотека оборудована стеллажами (9 шт.) В библиотеке оборудовано книгохранилище для учебников, рабочее место библиотекаря снабжено компьютером. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Для лучшей организации проведения мероприятий в библиотеке выделена читальная зона (12 посадочных мест). Современная техника (ноутбук, проектор, экран, колонки) помогает проведению всех мероприятий. Многие учителя с удовольствием пользуются предоставленной возможностью применять выше перечисленные новшества на своих уроках и внеклассных мероприятиях.
Школьная библиотека работает по плану, согласованному с завучем по воспитательной работе и утвержденному директором школы, опираясь на разделы общешкольного плана.
Основные задачи деятельности библиотеки:
• Совместная, целенаправленная работа школьной библиотеки с педагогическим коллективом по выполнению главной задачи школы: «Дифференцированный подход в психолого-педагогическом сопровождении и организации учебной деятельности учащихся с разной степенью интеллектуальных отклонений».
• Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
• Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
Основными направлениями деятельности библиотеки в 2017-2018 учебном году являлись:
• Массовая работа (общение с читателями):
- привлечение учащихся к систематическому чтению;
- мероприятия по пропаганде книги и литературы;
- мероприятия в помощь учебному процессу
• Индивидуальная работа:
- изучение читательских интересов, запросов;
- анализ чтения
• Информационно - библиографическая и справочная работа библиотеки:
- организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;
- справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся, педагогов и других пользователей библиотеки;
- формирование информационной грамотности (библиотечно-библиографические уроки)
• Работа с фондом, обеспечение сохранности
• Повышение квалификации: участие в семинарах, изучение нормативных документов и т.д.
Организация библиотечного фонда.
Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной и функциональной организации книжного фонда. Фонд библиотеки укомплектован учебной, программной художественной, отраслевой, справочной литературой и разделен на группы:
- для младшего школьного возраста (1-4 классы),
- для среднего школьного возраста (5-9 классы);
- методическая литература (книги, журналы)
- фонд учебной литературы с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса и федерального перечня учебников.
Для педагогов школы ведется систематическая картотека статей (СКС) «Специальная педагогика».
Формирование общешкольного заказа на 2018-19 учебный год на учебники с учётом замечаний администрации и руководителей методических объединений было осуществлено в январе текущего года. Заказ оформлялся в соответствии с УМК школы. Уровень обеспеченности учебной литературой: начального звена - 100%, среднего и старшего звена - 100%. По мере поступления и выбытия учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Библиотечный фонд учебной литературы.
Всего брошюр и ж-в
|
Учебники
|
Учеб. пособия
|
Учебники 1-4 кл.
|
Учебники 5-9 кл
|
Метод. Литер.
|
Диски
|
Врем. хранения
|
2026
|
1799
|
46
|
951
|
753
|
49
|
129
|
227
|
Библиотечных фонд художественной литературы.
Всего
|
Справочная литература
|
Обществ. Полит.
|
Ест.
Научн.
|
Техн.
|
Сель.
Хоз-х
|
Искус.
культ
|
Лит.
Язык.
|
Худ.
|
Дошк
|
5920
|
54
|
867
|
136
|
141
|
18
|
124
|
272
|
3505
|
857
|
Работа с читателями.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой ». В целях учета библиотечно-библиографического обслуживания ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, количестве посещений, объеме книговыдач и распределении по отраслям знаний. Дополнительно в Дневнике выделены графы для учета методической литературы, аудиовизуальных документов, периодических изданий.
Информационно-библиографическая и справочная работа
В целях информационно-библиографического образования для учащихся начальной и средней школы были проведены библиографические уроки с применением новых информационных технологий (презентаций):
Тема 1: Знакомство с «книжным домом». Понятия читатель, библиотека, библиотекарь - 1 класс
Тема 2: Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг- 1-2 класс.
Тема 3: Роль и значение библиотеки. Понятие абонемент, читальный зал. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе – 3 – 4 класс.
Тема 4: Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация – 4-6 класс.
Тема 5: Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.- 7-9 класс
В течение года было выполнено 10 тематических справок, учет которых ведется в книге регистрации. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных и внеклассных мероприятий, при подготовке учителей к урокам, педсоветам.
В течение всего года библиотека продолжала работу по сбору материала в тематические папки - накопители: «Досугово - просветительская деятельность библиотеки», «Нравственное воспитание», «Экологическое воспитание» и др.
Общие выводы и предложения:
Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой. Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и возможности школьной библиотеки среди педагогов, родителей, учащихся. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Проделана большая работа по расстановке, чистке и оформлению фонда. Задачи, поставленные на учебный год, выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
Предложения по улучшению работы библиотеки:
• Обновление фонда художественной и методической литературы
• Увеличение финансирования на периодические издания для учителей и учащихся
• Приобретение современных наглядных средств для библиотеки (стенды, библиотечная техника)
• Повышение квалификации и обучение компьютерным технологиям.
|